Школьные годы - это время, которое должно быть наполнено радостными и приятными воспоминаниями. Но для некоторых детей это становится испытанием на прочность, где буллинг оставляет глубокие шрамы на душе. Как справиться с этой проблемой? Как защитить и помочь своему ребенку? В этом интервью педагог-психолог ГАОУ «Адымнар-Казань» Ольга Газейкина ответила на эти важные вопросы.
1.Как родителям понять, что ребенка «травят в школе»?Буллингом считается психологическое или физическое давление, но один из ключевых идентификаторов это систематичность.
Буллинг - это когда один или несколько агрессоров регулярно и преднамеренно издеваются над ребенком: избивают, шантажируют, оскорбляют, портят вещи и т.д.
Дети далеко не всегда рассказывают родителям о своих проблемах, особенно таких, как буллинг. Об этом сложно разговаривать, а ребенок часто и вовсе чувствует себя виноватым в происходящем. Если вы подозреваете, что в школе с ним что-то происходит, но он не делится и не идет на контакт, для начала стоит понаблюдать, изменилось ли поведение школьника.
Признаки, которые помогут определить, что ваш ребенок подвергается травле:- чаще плачет
- по утрам жалуется на плохое самочувствие
- не хочет идти в школу
- оценки ухудшились
- появилась беспричинная агрессия
- ребенок замкнулся в себе
- говорит, что нет друзей в классе
- сам может рассказать о том, что его дразнят
Если вы заметили несколько из этих симптомов, вполне вероятно, что в школе есть проблемы.
2. Как помочь ребенку, который стал жертвой буллинга, справится со страхом и эмоциональной болью?Прежде всего детям, столкнувшимся с буллингом, нужна ваша безусловная поддержка. Постарайтесь поговорить с ребенком, но важно сделать это правильно. Детям тяжело даются такие ситуации, они могут переживать сильнее, чем кажется. Вполне вероятно, что ребенок не сразу откроется вам и поделится всеми деталями. По этой причине изначально стоит его просто выслушать — не перебивая, не осуждая, позволить ему рассказать то, что он захочет.
Дайте понять, что вы на его стороне, всегда его поддержите, и аккуратно попытайтесь получить больше информации. Кто над ним издевается, каким образом, знают ли об этом педагоги и как реагируют на ситуацию. Попробуйте обсудить с ребенком, какая помощь ему нужна и каковы возможные варианты разрешения ситуации.
Поговорите с классным руководителем, школьными психологами и администрацией, обсудите проблему и узнайте, что школа намерена делать для ее решения. Можно также поставить вопрос официально — написать письменное заявление в школу с указанием всех фактов.
Памятка для родителей как правильно разговаривать с ребенком о проблеме- Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
- Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
- Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
- Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
- Не обвинять ребенка.
- Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
- Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
- Дать советы, как отвечать обидчикам.
3. Какие техники можно использовать, чтобы научить ребенка защищать себя от буллинга?Прежде всего необходимо научиться работать ребенку со своими эмоциями, проявлять спокойствие. Для этого применяются различные техники: дыхательные упражнения, арт-терапия, сказкотерапия.
Учите ребенка правильно реагировать, применяя следующий алгоритм поведения:
- Сохранять спокойствие.
- Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
- Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
- Сообщить о нападках родителям и учителю.
- Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».
Советы для детей, как избежать буллинга- Не показывать своё превосходство над другими.
- Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода.
- Не хвастаться – ни своими успехами, ни своими игрушками, ни своими родителями.
- Не игнорировать решение класса, если они не противоречит его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива).
- Не давать повода для унижения чувство собственного достоинства.
- Не демонстрировать свою физическую силу.
- Не показывать свою слабость.
- Своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя.
- Одарённость ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учиться вместе, а не завидовали ему.
- Нужно отыскать себе друга среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей.
- Нужно попробовать найти общий язык с каждым учеником в классе.
- Нужно научиться уважать мнение своих одноклассников.
- Не надо пытаться всегда побеждать в спорах с ровесниками.
- Нужно учиться проигрывать и уступать, особенно если на самом деле ты не прав.
Статья подготовлена для достижения целей Национального проекта «Здравоохранение».
13:30 11.10.2024